Торговая война США и Китая далеко не первая в американской истории, стремление получить привилегии в торговле с другими странами определяло политический курс Вашингтона на протяжении десятилетий вне зависимости от того, кто был президентом страны. Именно история торговых войн позволяет понять нынешнее движение к временному перемирию с Китаем.
Новый раунд торговых переговоров Китая и США
В Вашингтоне стартовал 13-й по счету раунд переговоров между Китаем и США в рамках торговой войны. На этот раз он проходит на фоне планируемого через несколько дней очередного повышения пошлин со стороны США на китайские товары объемом 250 миллиардов долларов в год до 30% с 25% и недавнего введения американских санкций против китайских компаний и чиновников из-за уйгурского вопроса. Делегацию КНР возглавляет вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ.
Предварительно рабочие группы двух стран уже успели обсудить проблемы торгового баланса и защиты инвесторов. Как отметил Лю Хэ, в Пекине положительно оценили решение Вашингтона перенести повышение пошлин с 1 на 15 октября. Со стороны Китая последовали встречные шаги – от дополнительных сборов с 17 сентября были освобождены 16 наименований американской продукции. Президент США Дональд Трамп оценил результаты первого дня переговоров как «очень хорошие».
«Конечно, неблагоприятный фон и предпринимаемые американцами меры влияют на позицию Китая. Но хочу сказать, что поведение китайцев на этих переговорах в течение полутора лет представляет собой беспрецедентно жесткую и твердую позицию в отстаивании собственных интересов. Мало в мире таких стран, которые могут противостоять дикому напору со стороны США.
Давление здесь идет по всему спектру – и в отношении технологичных компаний, таких как Huawei и ZTE, и в отношении двухсторонней торговли, и в отношении будущего развития Китая, в частности по программе «Сделано в Китае – 2025», цель которой обеспечить мировое лидерство КНР в технологическом и экономическом плане. В этом смысле можно только восхищаться твердой позицией Пекина. Что касается текущего раунда переговоров, то Трамп уже сделал заявление о готовности заключить промежуточную сделку, и китайцы тоже готовы к подобному варианту», — объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт Центра экономических исследований РИСИ Вячеслав Холодков.
Повестка переговоров и возможные компромиссы
Ранее в Белом доме в повестке 13 раунда переговоров выделяли такие ключевые темы как принудительная передача технологий, права интеллектуальной собственности, нетарифные барьеры, сельское хозяйство и правоприменительную практику. Представители Пекина стороны свое видение не сообщали, но в китайских СМИ звучали предположении о намерении переговорщиков сузить рамки диалога.
В частности, предлагается исключить из него обсуждение вопросов реформирования китайской промышленной политики и правительственных субсидий, которые обозначались американцами как одно из главных требований в прошлых раундах переговоров. Китай готов на уступки в части сельскохозяйственных условий США.
Речь идет об изменениях в нетарифные барьеры по говядине, свинине и баранине. Эксперты не исключают, что удастся достигнуть договоренностей и по более широкой линейке американской сельскохозяйственной продукции, увеличение закупок продовольствия со стороны КНР стоит рассматривать как компромиссный подход.
«В принципе обе стороны готовы пойти на определенные компромиссы и это хорошо, потому что раньше в мае 2019 года Трамп публично заявлял, что ни на какие уступки пойти не готов, обвиняя китайцев в том, что они якобы отступили от договорной позиции и взяли назад свои обещания. Трамп укорял Пекин в том, что те не хотят менять внутреннее законодательство, касающееся ряда спорных вопросов. В частности, деятельности иностранного капитала на территории Китая и технологического развития страны.
Похоже, сейчас Трамп дрогнул, что видно по многим составляющим, и такая его реакция вполне понятна. Темпы развития американской экономики снижаются – если в первом квартале он составлял 3,1%, то во втором – уже 2,1%. Что будет в третьем квартале, пока не известно, статистика ожидается только через три недели, но многие аналитики предсказывают дальнейшее снижение темпов развития американской экономики. Для Трампа в предвыборный год это очень важная тема.
Для любого американского президента темпы экономического развития и наличие рабочих мест, уровень безработицы являются самыми главными вопросами на выборах. Я не исключаю, что стороны придут к компромиссному варианту, но он будет временным. Противостояние между США и Китаем набирает темпы, и всем очевидно, что в дальнейшем оно будет обостряться по самым разным проблемам – и по проблемам уйгурского населения, и по вопросу Тайваня, и по теме территориальных претензий КНР в Южно-Китайском море, где на первом месте стоит вопрос архипелага Спратли», — считает Вячеслав Холодков.
Спусковой крючок мирового кризиса
Стоит отметить, что торговая война Китая и США отражается на экономиках других стран и всего мира. Согласно самому мрачному прогнозу экспертов, новый виток торговой войны может стать «спусковым крючком» для глобального финансового кризиса, в результате чего пострадают все страны, в том числе США. Например, в обзорах МВФ регулярно присутствует предупреждение о
риске «эффекта домино», который может запустить новые пошлины США.
Последствия торговой войны несут целый ряд рисков для мировой экономики, прежде всего, они связаны с уменьшением спрос на ресурсы. Во-первых, уменьшится спрос Китая на нефть, а поскольку он один из главных покупателей этого сырья, то уменьшение спроса повлечет за собой снижение цены на углеводороды. Вслед за нефтью снизится спрос на уголь, железную руду и металлы на мировом рынке.
Кроме того, пошлины уже ударили по финансовым показателям американских компаний, чье производство базируется в Китае, и стали основной причиной падения фондовых рынков в США в октябре-декабре 2018 года. В итоге замедляется рост ВВП Китая, ВВП США и, как следствие, наблюдается ослабление мирового ВВП.
История торговых войн США
Тем не менее, текущая торговая война далеко не первая в истории США. Все началось с принятия в конце 1929 года закона Смута-Хоули, который поднимал размер пошлин на более чем 20 тысяч импортных товаров. В результате в 1930 году экспорт обвалился на 61%, а импорт – на 66%, что стало началом Великой Депрессии.
Следующий известный торговый конфликт разразился в 1963 году и получил название «куриных войн». Тогда европейцы ввели пошлины на экспорт дешевой курятины из США для защиты своих фермеров страны Европы, американцы ввели ответные пошлины на европейскую продукцию.
После была «автомобильная война» с Японией, «деревянная война» с Канадой, «макаронные» и «банановые» торговые войны снова с Европой. Предыдущий крупный торговый конфликт США произошел уже в новой истории. Администрация президента Буша в 2002 году для защиты своих производителей стали и повышения занятости инициировала стальную войну.
Пошлины на импортную сталь были увеличены с 0-1% до 8-30%, однако, к снижению безработицы подобные действия не привели. В свою очередь страны Европы ввели ответные ограничения на экспорт цитрусовых из Флориды, что ударило по сельскохозяйственному сектору США. Торговый конфликт с Китаем стал последним в этом списке, но наверняка далеко не последним в американской истории.
Продолжение торговой войны США с Китаем
«У Китая и США накопилось очень много вопросов в двухсторонних отношениях. В будущем они обязательно продолжат обостряться, как минимум по одной причине – США являются увядающим гегемоном и постепенно сдают одну позицию за другой. Они теряют свои позиции и в экономике, и в технологиях, и в политике, и в военном деле. А Китай наоборот все сильнее укрепляется в статусе ведущей мировой державы, которая стремительно развивается и по всем позициям начинает обходить США.
Конечно, для американцев все это как острый нож, потому что ни одна сверхдержава не может спокойно перенести потерю своего могущества. В дальнейшем соперничество продолжит обостряться и расширяться, поэтому сделка, которая может быть заключена в рамках 13 раунда переговоров, даст только временное облегчение, став спасением Трамп в предвыборный период. Вне зависимости от того, кто победит на выборах, Вашингтон продолжит проводить магистральную линий торговой войны с Китаем», — уверен эксперт РИСИ.
Столь жесткая позиция по отношению к КНР представляет собой двухпартийный консенсус демократов и республиканцев. В их жестком отношении к Китаю нет практически никакого расхождения и в этом смысле мы наблюдаем довольно редкое явление, так как обычно демократы и республиканцы спорят по очень многим вопросам.
Даже если к власти придет оппонент Трампа, по мнению Холодкова, он все равно продолжит играть на обострение американо-китайских отношений, которые можно сравнить с американо-советскими отношениями во второй половине прошлого века. Какие бы временные соглашения Вашингтон и Пекин сейчас не заключили, они будут временными, паллиативными и компромиссными – после президентских выборов в США соперничество продолжится с новой силой.