Выделенные в 2019 году средства на национальные проекты оказались заторможены в части их освоения, но в целом мы прошли испытание на прочность. Далее нацпроекты должны пойти лучше, негативный опыт обязательно будет учтен в будущем и таких проблем больше не возникнет, считает заведующий кафедрой государственного регулирования РАНХиГС Владимир Климанов.
Низкие темпы освоения средств по нацпроектам
Недовольство работой министерств и руководства субъектов в связи с низкими темпами освоения средств, выделяемых на реализацию национальных проектов выразила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Она призвала федеральные и региональные власти наращивать темпы работы. На слушаниях по бюджету на 2020—2022 годы Матвиенко привела цифры освоения средств.
Согласно этим деньги на национальный проект «Экология» освоены на 20%, нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» — 35%, что председатель Совфеда назвала полным безобразием, а «Цифровая экономика» — 15%, что вообще недопустимо. Матвиенко призвала разобраться, с чем связаны такие показатели, и предложила передать деньги регионам, если министерства не могут сами их освоить.
«Сказанное председателем Совета Федерации действительно имеет место быть — средства, выделенные на национальные проекты в 2019 году в части освоения, были заторможены. Причинами задержки в финансировании национальных проектов является как объективные факторы, так и целый ряд сложившихся недочетов в системе госуправления, которые можно отнести к субъективным.
Что касается объективных факторов, то имеется в виду неготовность самой систему госуправления к финансированию в оперативном режиме столь масштабных задач, которые представляют собой национальные проекты, излишняя централизация системы, ведомственная разобщенность при принятии решений и определенный диктат со стороны федеральных органов по отношению к регионам.
Есть и целый ряд технологических причин, связанный с переходом к использованию информационной системы «Электронный бюджет». Решение столь масштабных задач требует новой технологической платформы, что изначально также не было просчитано. В итоге благие намерения руководителей тонут при их реализации. Похожие сбои и в сфере принятия решений, и в системе государственных закупок, поэтому претензии к конкретным исполнителям высказывать сложно, дает сбои система», — считает эксперт ФБА «Экономика сегодня».
Темпы расходования средств на реализацию национальных проектов
учитывают «бюджетный подход». Как ранее обратил внимание заведующий кафедрой финансового менеджмента РЭУ им. Плеханова Константин Ордов, основной объем выделяемых из бюджета средств традиционно приходится на вторую половину года, в частности на четвертый квартал, что связано с особенностями тендерных процедур.
Корректировки национальных проектов
По мнению эксперта, любые промедления здесь создают серьезные риски, так как они могут скомпрометировать неплохую идею формирования в регионах кластеров и некоторых направлений секторов экономики через реализацию нацпроектов. Напомним, что реализация нацпроектов должна на выходе обеспечить ускорение темпов роста экономики России. В идеале они должны вытянуть российскую экономику на устойчивые темпы роста не менее 4% в год.
«В целом мы прошли испытание на прочность и национальные проекты должны пойти лучше. Негативный опыт обязательно будет учтен в будущем и таких проблем уже в 2020 году возникнуть не должно, хотя могут проявиться и другие. Пока лично мне не понятны возможности системы корректировки установленных целей и задач, жесткость или мягкость применяемых правил, в том числе бюджетных правил, которые используются при реализации нацпроектов.
Важна готовность политического руководства использовать жесткость в проведении данной политики, в том числе важно признание ошибок со стороны тех или иных представителей органов власти. Реализация нацпроектов станет новым испытанием системы госуправления в 2020 году.
В моем представлении поправок в законодательство и технологических решений будет недостаточно. Нужна политическая воля в переходе на новые принципы управления во многих случаях, например, в части сокращения контрольно-надзорных функций, на которые жалуются регионы», — считает Владимир Климанов.
Нацпроекты не только главная надежда на ускорение роста российской экономики, но и острая болевая точка для правительства, так как деньги государством выделяются вовремя, однако Минфин не может давать их хаотично. Как объясняет экономист Никита Масленников, каждое перечисление должно быть подтверждено грамотным обоснованием – на какой проект пойдут деньги, в каком объеме, какие результаты принесут по завершению.
Если такого обоснования нет, то «хромает» кассовое исполнение, что вызывает резкую реакцию не только у председателя Совета Федерации Валентина Матвиенко, но и у главы правительства Дмитрия Медведева. Немаловажно проработать и мониторинг исполнения нацпроектов, так как пока около 75% показателей не подлежат прямому статистическому наблюдению. Счетная палата уже подключилась к обсуждению этого вопроса.