Как в России нашли способ победить бесконтрольные траты триллионов бюджетных рублей

<br />
Как в России нашли способ победить бесконтрольные траты триллионов бюджетных рублей<br />

Фото:
Петр Кассин / «Коммерсантъ»

Россия до 2025 года собирается потратить 26 триллионов рублей на реализацию нацпроектов — главных целей внутренней политики страны, которые должны значительно улучшить качество жизни россиян. Несмотря на то что их исполнение идет полным ходом, посмотреть, на что и в каком объеме тратятся триллионы бюджетных средств, пока невозможно: прежде не существовало системы отслеживания движения средств. Однако теперь в кабмине намерены ситуацию улучшить, запустив системы оперативного отслеживания расходов. Цифровое будущее российской экономики — в материале «Ленты.ру».

Душа нараспашку

По международным меркам Россия является одним из наиболее финансово открытых государств мира. Согласно рейтингу Open Budget Index, она занимает 15 место из 102 по прозрачности бюджета, будучи в этом более продвинутой, чем, например, Канада, Германия и Япония. Благодаря усилиям Минфина, Федерального казначейства и Минэкономразвития на протяжении последних 20 лет государственные расходы становились все более открытыми.

<br />
Как в России нашли способ победить бесконтрольные траты триллионов бюджетных рублей<br />
РИА Новости

В России многие годы бюджет переводили на программно-целевые принципы. С 2014 года именно госпрограммы стали главным способом распределения государственных средств. На специальном сайте публикуются их паспорта, показатели, отчеты об исполнении проектов. Программы подробно детализировались в сводной бюджетной росписи, которую Минфин публиковал до 2019 года, из которой можно было понять, на что и как тратятся бюджетные средства.

Однако с началом реализации нацпроектов Минфин изменил формат публикации сводной бюджетной росписи.

«В документах исчезли два уровня иерархии детализации расходов, вместо них появились коды национальных проектов и входящих в них федеральных проектов. Мероприятия госпрограмм и мероприятия нацпроектов в сводной бюджетной росписи не представлены совершенно. Как следствие — во всем, что касается национальных проектов, прозрачность бюджетной росписи существенно снизилась», — пояснил директор АНО «Информационная культура» Иван Бегтин.

Большие траты

До 2025 года, согласно указу президента, в России планируется реализовать в общей сложности 13 нацпроектов: «Демография», «Культура», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда», «Экология», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Повышение производительности труда и поддержка занятости», «Наука», «Цифровая экономика», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Международная кооперация и экспорт», а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

<br />
Как в России нашли способ победить бесконтрольные траты триллионов бюджетных рублей<br />
РИА Новости

На реализацию всех нацпроектов за шесть лет планируется потратить сумму в 25,7 триллиона рублей: 13 триллионов выделят из федерального бюджета; 4,9 триллиона возьмут из бюджетов регионов; 7,5 триллиона — из внебюджетных источников и 147,8 миллиарда — из государственных внебюджетных фондов. Представление об уровне и темпах расходования средств на нацпроекты пока можно получить только из отдельных документов и публичных выступлений политиков. Например, в начале октября спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко сообщила, что бюджет нацпроектов на 2019 год в размере 1,8 триллиона рублей освоен только на 52 процента.

По состоянию на 25 сентября самые плохие показатели были у нацпроекта «Экология» — 20 процентов, нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» — 35 процентов, «Цифровая экономика» — 15 процентов, комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (самый дорогой нацпроект стоимостью 6,3 триллиона рублей) — 34 процента.

«После запуска нацпроектов так и не появился портал с отражением их планов и хода реализации. До сих пор о них ничего нет на портале госпрограмм, куда нацпроекты, казалось бы, должны быть встроены. Нет раздела на едином портале электронного бюджета, нет отдельного портала, как когда-то было у приоритетных национальных проектов 2006 года. Скупые публикации сведений на сайте правительства и на портале futurerussia.gov.ru никак не компенсируют снижения финансовой прозрачности бюджета в целом», — отмечал Иван Бегтин.

Цифровое будущее

Непрозрачность нацпроектов привела к тому, что россияне слабо понимают, что из себя представляют главные национальные задачи и как они будут реализовываться. В июне Валентина Матвиенко приводила данные исследования информированности россиян о нацпроектах, которые показали, что более половины жителей страны даже не слышали о них. Смысл же национальных проектов России до конца 2024 года понимает только семь процентов россиян.

<br />
Как в России нашли способ победить бесконтрольные траты триллионов бюджетных рублей<br />
ТАСС

Вопрос об обеспечении максимальной прозрачности нацпроектов стоял давно: в апреле премьер-министр Дмитрий Медведев подчеркивал, что правительство планирует работать над реализацией национальных проектов максимально прозрачно. Он сообщил, что появится система контроля оценки исполнения проектов, и работа над их реализацией будет протекать максимально публично. В мае и Владимир Путин обращал внимание на то, что гражданам нужно предоставлять реальные результаты работы по реализации нацпроектов: «Люди должны видеть, что идет процесс [по исполнению национальных целей], что он позитивный и приводит к этим результатам. Обращаюсь ко всем должностным лицам, которые отвечают за реализацию нацпроектов: нужно предъявлять людям плоды своей работы, те самые понятные, осязаемые изменения, которые улучшают жизнь российских семей, каждого человека».

В октябре выяснилось, что Минфин намерен вернуть понятность системе отслеживания трат. Ведомство собирается расширить взаимодействие Федерального казначейства с финансовыми органами регионов. Теперь отчетность о ходе реализации федеральных проектов (из них состоят нацпроекты) станут формировать организации, являющиеся держателями конечных контрактов, следует из документа «Основные направления бюджетной политики» на 2020—2022 годы.

В каком виде будет реализованы система отслеживания (идет ли речь об отдельном сайте, сервисе или о том, что оперативная информация будет размещаться на одном из уже существующих государственных порталов) — неизвестно. Также в Минфине не уточнили сроки внедрения инициативы. Однако ранее в ведомстве сообщали, что публикация информации об исполнении федерального бюджета по нацпроектам планируется уже осенью текущего года.

rambler.ru